Статьи
Главная | Статьи | Реставрации XIX века

Реставрации XIX века

Поделиться: 0 0 0 0 0 0

Временные рамки зарождения и развития романтического течения в русской архитектуре-эклектике (20-е - 30-е годы XIX века) можно считать и временем появления базы для развития научной реставрации в России. В качестве раннего примера приведем работы по восстановлению киевской Десятинной церкви, осуществленные в 20-х - 40-х годах XIX века. Были произведены раскопки или «археологические раскрытия» фундаментов Десятинной церкви и выполнены чертежи плана в октябре 1824 года. Первый проект нового здания храма выполнил архитектор Меленский в новых формах, что вызвало отрицательную оценку современников реставрации. Проект был отклонен. Повторные раскопки были проведены архитектором Ефимовым, который раскрыл фундаменты с большей тщательностью и умением, а также составил свой проект, где выразил византийский тип однокупольной церкви. Проект Ефимова был отклонен царем Николаем I, третий проект был выполнен архитектором Стасовым, который спроектировал здание в древнерусском вкусе. Стасов не воспроизвел даже размеры древнего плана, используя лишь две сохранившиеся стены. Тем не менее, его проект был утвержден. «Реставрации», подобные осуществленной в Десятинной церкви (рис. 4), были наиболее распространенным путем «воссоздания древности» первой половины XIX века, хотя одновременно с ними стали появляться работы и нового плана. В качестве примера можно привести реставрацию здания Государева печатного двора в Москве на Никольской улице. В 1810 году палаты были разобраны ввиду того, что треснула надвратная башня. В 1811 - 14 годах построено новое здание в «готическом вкусе» архитектором Мироновским, что вполне соответствовало в те годы понятию «древнего вкуса», поскольку, «древнее», «средневековое», «готическое» было почти синонимами. Получившийся в результате реставрации фасад Печатного двора представляет богатую смесь изначального с выдуманным и весьма отдаленно напоминает древний фасад.

Рис.4. Киев. Десятинная церковь а – план, составленный К. А.Лохвицким; б – план, составленный Н. Е.Ефимовым; в – общий вид Десятинной церкви, арх. В. П.Стасов.

Качественно иной подход к памятникам, состоящий не в новом строительстве «в стиле» или по подобию прежнего сооружения, а в сохранении и раскрытии подлинных остатков, получил распространении во второй половине XIX века. В качестве примера можно привести реставрацию Дмитриевского собора во Владимире, проведенную с 1834 по 1843 год. Обмер и составление проекта были выполнены архитектором Е. Петровым по личному распоряжению Николая I для приведения собора «в первобытный вид». Реставрация Дмитриевского собора характеризует начало нового этапа в истории реставрации (рис.5). В данном случае собор не разобрали, а сохранили, причем явно стремились восстановить его конкретные архитектурные формы. Появляется стремление связать архитектурные формы с определенным историческим периодом.

Рис.5. Владимир. Дмитриевский собор а – вид собора в 1801 г.; б – собор на рисунке Ф. Дмитриева, 1834 г.; в – план, составленный Е. Петровым; г – вид собора после реставрации 1834-1843 гг.

3.3. Возникновение Комиссий по сохранению наследия

Во многих городах страны образуются исторические и археологические общества (например, Владимирская ученая архивная Комиссия, Киевское Археологическое общество Нестора Летописца и др.). Названия «исторических» и «археологических» не мешали им заниматься изучением истории архитектуры, поскольку в то время не было еще ныне существующей дифференциации наук археологии и истории архитектуры.

МАО было организовано в 1864 г. на общественных началах. Первым и пожизненным председателем МАО стал граф А. С. Уваров. Постепенно Общество разбилось на комиссии и отделения. Для нас наибольший интерес представляет деятельность Комиссии по сохранению древних памятников, созданной в 1870 г. и занимавшейся изучением древнерусского зодчества и иконописи. Само название ее указывает на то, что Общество не только изучало древние памятники, но и брало на себя миссию по их сохранению. В конце XIX века были разработаны «правила» Комиссии. «Памятниками» Комиссия определила для себя все сооружения, обладающие определенной археологической ценностью и созданные до XIX века.

Действующая с 1859 г. Императорская Археологическая Комиссия служила той же цели, что и МАО - изучению отечественной археологии и истории. К концу века ИАК приходит к тому, что реставрация не только часть архитектурной археологии, но нечто самостоятельное, требующее особого изучения и внимания. Поэтому в рамках Комиссии выделяются особые реставрационные заседания. Основой для них послужили те собрания членов ИАК, на которых обсуждались проекты ремонта церковных зданий, присылаемые для рассмотрения Синодом и местными консисториями.

Одной из важнейших задач реставрационных заседаний было обсуждение вопросов ремонта и реставрации памятников, а также наблюдение за точным исполнением указаний Археологической Комиссии. Архитекторы, присутствовавшие на этих обсуждениях, составили костяк будущего реставрационного отдела. В 1902 г. учреждается должность штатного архитектора, которая была предложена П. П. Покрышкину. Загруженность текущей работой по осмотру и наблюдению за ремонтом зданий не уменьшила объема научных изысканий Покрышкина. Он различал «реставрацию» и «ремонтные работы» на памятнике. «Реставрация» понималась им как полное восстановление первоначального облика одни здания (хотя при этом желательно сохранить «чарующую паутину и иллюзию старины»), но такая реставрация была возможна для него лишь при исчерпывающих данных и отсутствии ценных поздних наслоений. Восстановление утраченных частей здания по аналогии Покрышкин считал положительно вредным и допустимым лишь в исключительных случаях. Восстановления, не согласующиеся с этими основными принципами, Покрышкин называл «реставрированием». Работы на памятнике, при которых ничто не уничтожается, а лишь укрепляется и очищается от наслоений, не представляющих никакой ценности, Покрышкин характеризует как ремонтные работы. Все это приводит его к следующему принципу, которым он руководствовался: «Реставрация может быть одобрена только в таких случаях, когда все данные для нее налицо, или же когда ею ничего интересного не уничтожается... Общий принцип для ремонтирования памятников - оставлять в неприкосновенности прочное и заменять ветхое в прежнем виде или в степени сохранности и первоначального или интересного». Неслучайно свою работу в церкви Спаса на Нередице, называемую нами реставрацией, сам Покрышкин именовал капитальным ремонтом. Реставрация церкви Спаса на Нередице - пример того, как архитектор-реставратор, желая создать законченный образ храма, шел на отклонения от строгого научного метода в современном понимании.

В начале XX века памятник архитектуры начинает восприниматься в окружающей среде или в комплексе с другими памятниками. Такое комплексное, ансамблевое восприятие памятника можно отметить в ранних работах Покрышкина, например, при реставрации зданий Ферапонтова монастыря, проведенной в 1904- 1905 г.

Наиболее приближающейся к современным научным реставрациям была реставрация церкви Спаса на Берестове в Киеве, проведенная Покрыткиным в 1909- 1914г. г.

Итак, к началу XX века постепенно формируется научный метод реставрации, при котором остается все меньше места произвольным решениям. Понимание историко-мемориального и художественного значения памятника постепенно дополняется осознанием его научной ценности и значением его как материального научного документа истории. Понятие «сохранение памятника архитектуры» начинает выходить за рамки одного конкретного здания и расширяется до размеров необходимого окружения.

DOBAU - PREN применяется как гидроизоляционная система. В процессе холодного напыления эмульсия одновременно с отвердителем наносится на поверхность. При этом гидроизолирующий состав может наноситься как на вертикальные, так и горизонтальные площади. 

Реставрации XIX века